№8 ВЕСНА 2012
13
Латеральное мышление (неша-
блонное, нестандартное) – это
процесс обработки информации,
связанный с творчеством и «пере-
кройкой» концептуальных оков
старых идей. Именно латеральное
мышление является средством
достижения инсайта (озарения).
Его главной задачей является из-
менение восприятия устоявших-
ся в нашем сознании идей (пат-
тернов-клише) путем создания
новых паттернов и перестройки
старых. Процесс перестройки
позволяет располагать инфор-
мацию
по-новому,
используя
главный языковой инструмент
перестройки паттерна – «слово-
ПО» (Provokative Operation). Дан-
ное понятие было предложено
ведущим специалистом в области
творческого мышления Эдвардом
де Боно. По его мнению, «функция
«ПО» – создавать провокационное
построение информации, никак
не отзываясь о нем. Значение
имеет не само построение, а то,
что за ним следует. Цель такого
построения – привести к новым
идеям».
Необходимо дополнить, что ла-
теральное мышление не заменя-
ет собой вертикальное (левопо-
лушарное), оба типа мышления
необходимы, т.к. они дополняют
друг друга. Латеральное мышле-
ние генерирует идеи, вертикаль-
ное выбирает и дорабатывает
лучшие из них.
В большей степени мы исполь-
зуем левое полушарие, поэтому,
чтобы начать решать задачи,
связанные с творчеством, нуж-
но включить механизмы правого
полушария, переместив процесс
мышления из доминирующего
левого в творческое правое. На
практике для этого используются
техники релаксации и концентра-
ции внимания.
Подготовка к
генерации идей
Процесс генерации идей начина-
ется с подготовки тела. Она вклю-
чает два последовательных этапа.
Сначала необходимо настроить
свое тело, расслабив и освободив
его от зажимов. Для этого надо
принять «позу кучера»:
• сесть таким образом, чтобы
центр тяжести тела приходился
точно на тазобедренные кости
(седалищные кости);
• ноги нужно поставить так, что-
бы голень находилась под прямым
углом к бедру;
• руки положить на опору, подхо-
дящую по высоте – локти должны
располагаться на уровне живота;
• расправить плечи и опустить их
вниз, удлинить позвоночник, рас-
слабить головные и шейные мыш-
цы, а также все тело;
• произнести формулу: «На счет
«три» у меня осядет внутренний
шум, и я войду в состояние концен-
трации».
Далее необходимо сконцентриро-
вать свое внимание на определен-
ной задаче и избавиться от шумов
(мыслей), которые постоянно от-
влекают. Для устранения внешних
помех стоит закрыть дверь, отго-
родиться от окружающего мира и
не поддаваться соблазну встать и
с кем-то поболтать. Внутренняя
концентрация достигается с помо-
щью переноса внимания с потока
мыслей на ощущения и чувства,
которые испытывает тело, – как
снаружи, так и глубоко внутри.
Расслабьте ваш ум, позвольте при-
ходящим в голову мыслям свобод-
но течь друг за другом, не испыты-
вая потребности действовать по их
указке.
«В первую очередь необходимо на-
учиться простому трюку – неде-
лимому вниманию, концентрации.
Под концентрацией я понимаю
перенос внимания на один предмет,
на одну несложную мысль, причем
радостную, спокойную.
Старайтесь удерживать ее в голо-
ве. Это не размышление; это от-
сечение всех мыслей, кроме одной,
кроме одного предмета обдумыва-
ния. Одновременно нужно научить-
ся расслабляться, потому что
– странно звучит – концентрация
отчасти есть полное расслабле-
ние.
Таким образом, неделимая концен-
трация с точки зрения целей экспе-
римента есть состояние полного
расслабления под целенаправлен-
ным контролем. Чтобы сконцен-
трироваться подобным образом,
необходимо в первую очередь дать
себе «подсказку», снять напряже-
ние с мысли, равно как и с тела…»
(Мэри Крейг Синклер).
Практика
Хороший способ сконцентриро-
ваться на физических ощущениях –
следить за ритмом своего дыхания.
Позвольте ему стать медленным и
ритмичным, т. е. естественным.
Внутреннего
же
расслабления
можно достичь, если представить,
что ваш мозг – это безоблачное
голубое небо, а отдельные мысли –
птицы, которые появляются вдале-
ке, пролетают над головой и вновь
исчезают на горизонте. Когда к вам
в голову приходит мысль, вы не то-
ропите ее, а позволяете пролететь
с ее собственной скоростью.
В дальнейшем постарайтесь уста-
новить свой личный рабочий ритм,
выявив, когда вас чаще посещает
творческое состояние. Это позво-
лит получить дополнительную
энергию для творчества за счет ва-
шего внутреннего биоритма.
Техники ускорения
процесса генерации идей
Техник достаточно много, поэтому
я остановлюсь на некоторых из них.
Самое первое и важное –
не бх ди-
мо научиться смотреть, слушать,
читать, пробовать, изучать новое
и/или необычное.
Начните с работ
сюрреалистов – Рене Магритта,
Джима Уоррена, Владимира Куша и
других. Постарайтесь увидеть пере-
плетение, сочетание, перетекание
идей, которые показывают авторы.